Собственный взгляд на воспитание детей в Германии

Собственный взгляд на воспитание детей в Германии.

«Семья - ячейка общества». Это высказывание популярно и верно не только в России. Так же, как и в России, помощь в воспитании детей является в Германии одной из основных общественных и государственных задач. Существует в Германии и еще одно выражение: «Дети – это памятник их родителям». Моральную стоимость этого «памятника» оценить сложно, а вот материально она начинает ощущаться родителями буквально с первого дня жизни их малыша.

Материальные издержки – одна из причин низкой рождаемости в Германии (в прошлом году она составила 8,7 новорожденных на тысячу жителей). Для многих современных молодых немецких семей наличие наследников - непозволительная роскошь, препятствующая карьере, отнимающая массу свободного времени и денег. И, пожалуй, так же, как и в России: чем ниже социальный и, соответственно, материальный уровень семьи, тем больше в ней детей.

Здравствуй, малыш! Но вот, в семье появился малыш, его долго ждали, готовили приданое, придумывали имя, мечтали о его будущем. Наконец, он появился на свет! Это – большой праздник для любой семьи. И не важно, где географически произошло это чудо – в Германии, или в России, оно наполняет радостью и гордостью сердца всех, сопричастных событию. А вот дальше. Дальше все, или почти все по-другому, начиная, пожалуй, с первых дней в родильном доме. В Германии, вне зависимости от материального и социального положения родителей малыша, молодая мама и новорожденный получают отдельную палату и персональный уход. Малыш может находиться в комнате с мамой (даже палатой это помещение назвать – язык не поворачивается). Никаких пеленок! Маленький человечек с первых дней одет в ползунки, нарядные рубашечки и кофточки. На столике, у входа в палату – первый фотоальбом для гостей, которые свободно могут посетить маму и малыша в часы приема. Вспоминаю, как в первые дни жизни моих детей, я получила строгий наказ от своей бабушки - малыша никому не показывать! Многие молодые родители в России уверены, что ребенка могут сглазить. Беззащитный и беспомощный, он нуждается в ласке и тепле, постоянной заботе и внимании взрослых. Российской модели воспитания, на мой взгляд, вообще присущи чрезмерная забота и опека. Очень хорошее русское слово, определяет наше отношение к детям – чадолюбие. Маленьких детей в российских семьях принято баловать, настолько, насколько позволяют, конечно, возможности родителей. Ребенок - центр жизни, вокруг него и его интересов строится жизнь всей семьи. Порой, когда семьи живут под одной крышей, воспитание это эмоционально и непоследовательно: мама разрешает, а папа запрещает, бабушка и дедушка, как правило, активно участвуют в воспитании, оспаривая авторитетность родительских замечаний. Однако, именно в большой семье, вырастают открытые для общения и контакта люди. Думаю, именно этим характеризуются русские, мы всегда открыты контактам, рады любому человеку, переступившему порог нашего дома, любим шумные компании, можем постучаться в дверь к другу, без предварительной договоренности. Противоречивость и эмоциональность, пожалуй, главное свойство характера русского человека. А все мы – «родом из детства». Немецкая модель дошкольного воспитания. В противоположность нашему, немецкий стиль воспитания, это - четкая организация и последовательность. Жизнь в Германии начинается очень рано. Многие взрослые спешат на работу в пять- шесть часов утра! Маленьких детей обычно укладывают спать в 20.00, а то и раньше. Меня первое время очень удивляли тихие дворы и пустынные улицы вечерних городов, без этой привычной детской колготни и шума у подъездов жилых домов. Кстати сказать, и в дневное время этот шум можно услышать только в специально отведенных местах – на детских игровых площадках, в парках и скверах. Под окнами своего дома никто не шумит и не зовет маму, голося на весь двор так, чтобы услышали на последнем этаже! Молодые родители, конечно, очень трепетно относятся к своим чадам, но чрезмерной опекой не балуют: Упал? – Вставай сам! Мокрые штанишки? - Не беда, после прогулки сменим, испачкал руки или залез в лужу? - Ребенок познает мир! С самого первого дня жизни ребенка, родители много внимания уделяют обустройству его быта. В каждой немецкой квартире есть детская комната, которую ребенок украшает вместе с мамой и папой. Там его территория и позволено все! Что касается остальной квартиры – строгость и порядок. Малыш не должен трогать папины вещи или валяться в постели родителей. Чужое брать нельзя, играть только в те предметы, которые находятся в детской. Может поэтому немцев так удивляет наша универсальность мышления? Мы с детства исследуем мир детских и взрослых вещей. Приспосабливая одно к другому, находим неожиданные решения любых проблем. Телевизор тоже - строго по расписанию. Днем - обязательная прогулка. Ребенок должен быть на свежем воздухе, даже, если он сопливит и температурит. И не беда, если мама в его присутствии выкурит сигаретку-другую. Это ее приватная жизнь! Вон там песочница, качели, карусели – займись своей! С малых лет маленьких немцев приучают к пунктуальности и обязательности. Дочурка моей соседки получила на свое четырехлетие Terminkalender – записную книжечку, куда они, вместе с мамой, записали все дни рождения и праздники, которые наметили посетить, получив предварительные приглашения. Меня насмешила запись: «День рождения бабушки – 12 августа с 14-30 до 18-00». А еще у каждого малыша есть своя копилка Sparschwein. Даже маленькие дети законно получают от родителей карманные деньги, копят, учатся экономить и планировать свои собственные маленькие покупки. На рождество каждый малыш получает не только подарки, но и небольшие денежные суммы, для пополнения своего бюджета. Свои дни рождения, маленькие именинники проводят вместе с мамами и другими детьми в кафе, устраивают совместные походы в кино, на концерты. Сидеть дома за столом не принято, главное – радость общения и сопричастия любому увлекательному действу, будь то театр или просто городской праздник в парке. И немецкие мамы, тоже очень любят собираться вместе, читать книги о воспитании детей и обмениваться собственным опытом. Создаются общества молодых мам, ищется дешевое помещение, которое является неким общим клубным пространством для мам и детей. Дети играют, а мамы читают, обмениваются рецептами воспитания и просто болтают, за чашечкой кофе. Очень популярна сейчас в Германии книга Элизабет Платтер «Ребенок. Первые годы жизни». Я не раз слышала, что она также популярна в Германии, как у нас в свое время были популярны труды доктора Спока. Привожу цитату из этой книги: «Послушание здоровое и принудительное –различные понятия. И это различие мы должны точно зафиксировать, чтобы никогда больше не путать здоровое послушание с принудительным, достигнутым нами посредством хитростей и уловок ложным псевдо-послушанием, которое унижает человеческое достоинство. Послушание именно тогда является для ребенка необходимой защитой, когда он поступает в соответствии с договоренностями без нашего присмотра. Только подлинное послушание защищает ребенка и позволяет родителям освободиться от постоянного страха». У мамы тоже есть своя жизнь! Материнство не должно исключать немецкую женщину из общественной и семейной жизни. Никто не оставляет малыша с бабушкой или соседкой, даже если надо пойти на прием в солидное государственное учреждение. Это просто никому не придет в голову. Появился новый человек, член семьи, поэтому он участвует во всех семейных походах и мероприятиях. Очень часто можно встретить молодую маму, путешествующую с малышом, которому и месяца еще нет, в сумке-кенгуру или вообще, привязанным к маме большим платком, причем не имеет значения - на спине или на груди. Младенец спокойно спит, а мама прогуливается по городу, посещает супермаркет, останавливаясь у цветных витрин, или просто попивает кофе с приятельницами. Ребенка с рождения приучают к тому, что мир вокруг принадлежит всем в равной мере, и у мамы есть другие дела, и с этим надо считаться. Может быть, поэтому немцы - бесконфликтные люди и всегда с большим уважением относятся к внутреннему миру другого человека и никогда не нарушат границ условностей в общении. «Мой дом – моя крепость»! Выражение это справедливо не только для англичан, но и вполне характеризует немцев. Здесь никто не побежит к соседу или другу просить десятку до получки. Нуждаешься в помощи? Обратись к государству! Особенно, если в этой помощи нуждаются мать или ребенок. В Германии социальная помощь, помощь по безработице и пособия на воспитание детей составляют суммы, позволяющие не только «сводить концы с концами», но и обеспечивать малышу до трех лет и его маме, необходимый прожиточный минимум. Не смотря на это, многие молодые мамы стараются, как можно быстрее, вернуться к нормальной трудовой деятельности. В этот момент перед родителями остро встает вопрос: где будет находиться их ребёнок в часы, когда они работают или учатся? Кто будет заботиться о нем? К бабушке? Никогда! Только в детский сад. Все мы с теплотой и нежностью вспоминаем наших бабушек. Мягкие руки, добрая улыбка, фартук в муке – классика! Это наша российская бабушка! Куда на каникулы (выходные, праздники, во время отпуска родителей)? Конечно к бабушке! Совсем другая картина в Германии. Бабушка, конечно, тоже присутствует в жизни малыша, но, только как член семьи, добрая родственница, которая всегда принесет на праздник подарок и не забудет памятных дат в жизни своих внуков, но не больше! У бабушки тоже своя приватная жизнь, своя «крепость». Детям поможет государство, воспитанием должны заниматься профессионалы, а родители, приняв решение иметь ребенка, должны хорошенько подумать и рассчитывать только на себя! Итак, варианты с бабушкой или дедушкой не проходят. В Германии это просто не принято. Поэтому там, где родители работают, как правило, нанимают няню, а мамы могут делать карьеру и зарабатывать на оплату помощников по ведению хозяйства и воспитанию детей. Либо отдавать детей в детские учреждения, причем о месте надо позаботиться заранее – многие мамы встают на очередь сразу после выхода из род.дома. Исходя из того, на сколько часов в день необходим уход и присмотр за детьми, можно использовать одну из двух существующих в Германии возможностей: Tageseinrichtungen и Tagespflege. Tageseinrichtungen - дневные детские учреждения, где обеспечивается присмотр, обучение и воспитание детей от 4 месяцев до 14 лет. Под крышей Tageseinrichtungen могут находиться дети нескольких возрастных групп: Kindergartengruppen - группы детского сада, работающие с 8.00 до 12.00 для детей от 3 лет до поступления в школу; Tagesst tten - группы дневного детского сада, работающие с 8.00 до 16.00, смешанные группы для детей от 4 месяцев до поступления в школу; Hortgruppen(наши группы продленного дня) - группы детского очага, для детей от 3 до 14 лет. Существуют и частные детские сады, которые создаются по инициативе родительских общественных организаций. Есть детские сады при религиозных общинах, работают лесные детские сады – для детей со слабым здоровьем. Дети-инвалиды, как правило, ходят в специализированные детские сады, но раз в неделю они общаются, играют со своими здоровыми сверстниками. Дети должны с ранних пор уметь понимать, принимать и заботиться о своих маленьких больных согражданах. Трогательный праздник проходил в детском саду у Юльки – дочери моей подруги. В садик привезли малышей – даунов, праздник назывался так: «мы все очень похожи – и все разные, давайте дружить!». После прощального застолья маленькая Юлька нежно целовала девочку-дауна и с восторгом рассказывала мне – какая она умница! Умеет петь по-английски! А Юлькина мама вытирала слезы, - как она могла различить эту девчушку в толпе маленьких даунят, они же все на одно лицо? Юлька была рассержена: «Мама! Они все разные!» Терпимость к инвалидам, забота о них – это тоже большой плюс в воспитании детей. Я помню, каким изгоем рос в нашем российском дворе мальчик-инвалид, переболевший когда-то полиэмелитом. Как сердце обливалось кровью, когда я видела его, одиноко сидящим на скамеечке – вдали от играющей детворы.

«Делаю только то, что хочу.

В сегодняшней Германии все детские учреждения работают в системе воспитания детей, которая включает в себя богатый опыт немецкой культуры и педагогики, исключая авторитарные и подавляющие индивидуальность ребенка, методы воспитания. Основам демократии дети учатся уже в детском саду. В каждом детском саду есть определённые правила и традиции. Например, в какой-то определенный день недели, дети и взрослые собираются вместе, обсуждают свои проблемы и трудности, вместе принимают решения и следят за их выполнением. Темой обсуждения может быть проблема уборки игровой комнаты или плохое поведение, или реакция воспитателя на игру детей – главное в этих собраниях то, что каждый может высказать свое мнение открыто, получить дружеский совет и поддержку. Игры для детей организуют воспитатели и их добровольные помощницы – старшеклассницы, которые мечтают в будущем связать свою жизнь с воспитанием детей. Играм уделяется очень большое внимание. В них моделируются житейские ситуации, развивается умение самостоятельно мыслить и принимать решение. В каждом детском саду обязательно есть большая комната, где много строительных кубиков, конструкторы Лего , машины - дети строят замки, железную дорогу и пр. Еще одна отдельная комната - кукольный дом, где много кукол и всевозможных игрушек для игр в куклы. Там же стоит большой стол для рисования. Если ребенку надоели общие игры и развлечения, он может спокойно заняться своим делом. Или просто выбрать игрушку и посидеть тихонечко в своем уголке. Игрушек в детских садах очень много, сломанные просто выбрасываются. А родители повзрослевших воспитанников часто приносят в детский сад надоевшие домашние игрушки. В чем главное отличие детского сада в Германии от российского? – спросила я 6-летнюю Юлю. «В немецком детском саду я могу делать то, что хочу я!», ответила девочка. И это действительно так. В каждом детском саду есть несколько помещений: кухня-столовая, где дети едят свои, принесённые из дома завтраки. А если съел всё своё, а есть ещё хочется, то всегда найдутся фрукты, мюсли и молоко. За горячее питание, которое организуют для детей, остающихся на полный день, доплачивают родители отдельно. Если семья сама не в состоянии вносить плату за детский сад, например – семья безработных, оплату берет на себя орган социальной защиты семьи.

Есть в садике и комната для отдыха. В этой комнате почти нет мебели, просто на полу лежат много матрасов и подушек, здесь дети по желанию отдыхают или играют в спокойные игры. Здесь целый день звучит музыка. В этой комнате читают книги, отдыхая от шумных развлечений и прогулок. Имеется специальная комната-спортзал для активных игр, там стоят детские тренажеры, снаряды, мячи. Конечно, при каждом детском саду есть большой и обустроенный двор. На прогулке детям выдают велосипеды, машины для катания, в каждом дворе устроены песочницы, летом – маленькие бассейны. Дети постарше имеют право сами выходить во двор, малыши – только под присмотром воспитателей. У детей там - абсолютная свобода. Если погода плохая, дети катаются на велосипедах и машинках прямо в коридорах детского сада. На груди каждого – бейджик с именем. Дети учатся быть вежливыми «на дорогах», уступать друг другу. Нарушителей строго наказывают маленькие регулировщики движения. Воспитатель не столько занимается с детьми, сколько соучаствует в их играх и занятиях. Главное, опять же, не навязать и заставить, а понять – чего хочет ребенок, заинтересовать, увлечь и быть умным и добрым участником детских придумок и игр. И нужно уметь завоевать доверие ребенка, оставаясь рядом – не мешать ему чувствовать себя главным в этом процессе, и вообще, сделать посещение детского сада желанным и радостным событием для каждого малыша. Чтобы утро начиналось не со слезного прощания с мамой, а с радости начала нового дня в кругу своих друзей – маленьких и взрослых. Чем меньше больничных, тем легче маме удержаться на своем рабочем месте! Кстати о пропусках в посещении детского сада. Причин не так уж и много, температура или простуда не являются основаниями для отсутствия ребенка в саду. Здесь на температуру до 38 градусов никто просто не обратит внимание. Меня не перестает удивлять и то, как спокойно относятся в детских садах к невымытым рукам, но зато, после каждого приема пищи – обязательно почистят зубы! В детских садах Германии очень распространен педикулез(!) это никого не пугает, кроме наших российских мам, внешний вид ребенка тоже не является чем-то важным. Главное, чтобы было удобно, чисто, функционально. В шкафчиках целый гардероб: фартучки для рисования, одежда для похода в лес, для игры в песочнице и резиновые сапоги – чтобы ходить по лужам. Мой маленький «эксперт» Юля сказала маме, после первого визита в немецкий садик, что она больше туда не пойдет. «Там все говорят не по-русски и совсем нет девочек!» В своем российском садике, Юля и ее подружки носили нарядные платья и огромные банты. Девочки в немецком садике, чисто внешне, от мальчиков мало, чем отличаются. Все те же брюки, футболки, кроссовки. Удобно и практично – главное. Но это не значит, что у детей нет возможности принарядиться - в феврале во всей Германии проходит карнавал - это что-то вроде нашей Масленицы. Воспитатели вместе с детьми готовят костюмы, детям читают сказки, и они сами инсценируют маленькие спектакли. Причем никто не заставляет детей учить роли и действовать по сценарию – главное получить роль и «остаться в теме», импровизация и живое участие – главное. Что такое праздник? Творчество! Очень популярны на праздниках гримерные работы. Дети с удовольствием подставляют лица для раскрашивания. Это увлечение немецких детишек поддерживается и используется, как один из видов развлечений, на городских праздниках. В парках устанавливаются гримерные, дети терпеливо стоят в очереди к художнику, выбирают в красочных альбомах свой образ и. разгуливать потом по городу: смешные котята, загадочные феи, страшные монстры и веселые клоуны. И еще немного о праздниках для детей: главная забава во всех детских парках – надувные батуты и горки для лазанья – все бесплатно. В разных местах парка устанавливаются мастерские: гончарные, художественные, швейные, цветочные, по плетению корзин – отдых и творчество одновременно! С праздников дети уносят домой собственные поделки, призы и сладости. Все это, повторюсь, совершенно бесплатно. Организацией этого процесса занимаются многочисленные общественные организации, которые финансируются частично городскими учреждениями, частично членами этих обществ. А рождественскими вечерами малыши вместе с мамой готовят подарки своим близким. И обязательно своими руками! В серьезных офисах над столами ответственных работников, висят милые, наивные детские рисунки. Рождественское песочное печенье с глазурью Pl tzchen, малыши пекут и украшают тоже вместе с мамой и приносят потом в детский сад, или дарят своим бабушкам и дедушкам, на совместных семейных празднованиях Рождества. Немецкие малыши, как мне кажется, непрерывно что-то мастерят: на праздниках, в детских садах, в своей комнате. Очень популярны, поэтому, многочисленные и разнообразные выставки детских работ, с вручением призов и подарков. А воспитательницы постоянно совершенствуют свои креативные способности, посещая всевозможные курсы, а потом, внедряют все новое и интересное в работе с детьми. В детских садах очень популярны детские базары. Там родители могут принести и продать за символическую сумму старые вещи своих детей, а сами дети продают свои поделки, а потом, на выручку, устраивается торжественное чаепитие, где родители могут спеть, потанцевать и поиграть со своими детьми и при участии всего коллектива воспитателей. «Счастлив мира обитатель только личностью своей». Визитная карточка любой воспитательницы, а позже, учительницы в школе – улыбка. Если Вы спросите о том, – как дела у Вашего ребенка в садике, то ответ, как правило, будет один – хорошо! Все проблемы, которые возникают внутри детского коллектива, призваны решать воспитательницы, профессионалы и потому - незачем загружать родителей! Родительские собрания в садиках, конечно, проходят, но только тогда, когда надо спланировать совместное проведение праздника, поездки, украсить зал для выступлений. И не более того. Никаких замечаний публично, никаких демонстраций типа: «Дети, все посмотрите на Колю, так делать нельзя»! Только улыбка и дружеский совет. Не понимаешь? Оставайся один и подумай, захочешь играть вместе со всеми – милости просим! В этом году Юлька попрощалась с детским садом и отправилась в школу. Она уже бегло читает по-русски и знает счет до ста (бабушка Юли в прошлом - учительница русского языка, и это целиком ее заслуга). Немецкий язык и математику Юлька будет изучать в школе. Дошкольная подготовка в детском саду в Германии предусматривает: развитие логического мышления (все дети перед школой проходят веселые тесты на логику, образность мышления и умение правильно выражать свою мысль), навыки в рисовании и прикладном творчестве, общее физическое развитие, начальное музыкальное образование. Грамоте и письму немецкие дети в садиках не учатся. Не мне судить – хорошо это или плохо. Немецкая система образования, на мой взгляд, сильно отличается от Российской. Наверное, такой подход к воспитанию детей отвечает одной из главных задач дошкольного воспитания – создать территорию счастливого и безоблачного детства. Может быть еще и поэтому, взрослые немцы так часто улыбаются, умеют радоваться, как дети и очень открыты для общения и сотворчества. Пусть не всегда универсально их мышление и не развита смекалка («меня этому не учили – я этого знать не должен!»). но это люди, всегда готовые учиться новому, готовые честно и кропотливо работать. Немецкое общество, - это общество, где растят не только узких специалистов, но, главным образом, профессионалов. Скучно? Может быть. Порядок – это не всегда весело. Но привычка к порядку и системе, это именно то, что помогает немецкому обществу оставаться более или менее стабильным и благополучным. Моя немецкая подруга, преподаватель с большим стажем, сказала мне, когда я спросила ее мнение об основных принципах воспитания детей в Германии, - Воспитывать – значит помогать, содействовать тому, чтобы ребенок состоялся как индивидуальность, как личность. К сожалению, воспитатели часто забывают об этом, заботясь в основном о собственном удобстве! А воспитать личность – значит подарить человеку целый мир, мир его собственного я! И процитировала своего любимого Гете,- «Счастлив мира обитатель только личностью своей». Так хочется, чтобы дети и в Германии, и в России были именно личностями. Со своей яркой индивидуальностью и богатством души, вмещающей богатство своего народа. Как хочется, чтобы были они счастливыми обитателями будущего мира.

Copyright: Наталья Шауберт. 2005 Свидетельство о публикации №205032600069.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *