Речевое воспитание детей дошкольного возраста

Речевое воспитание детей дошкольного возраста.

РЕЧЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Всем известно, какую важнейшую роль играет речь в жизни человека. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний.

Речь ребёнка проходит в своём становлении несколько взаимосвязанных этапов. Так как в основе развития речи лежит механизм подражания, очень велика роль окружения ребёнка и его речевых контактов в ходе общения со взрослыми, накопления им впечатлений, звуковых и словесных образов в процессе жизнедеятельности.

Особенно важным для развития интеллекта и речи ребёнка являются первые годы его жизни, в течение которых происходит созревание его нервной системы.

Большое влияние на процесс развития речи оказывают также различные неблагоприятные воздействия на центральную нервную систему ребёнка во внутриутробном, родовом и послеродовом периодах (инфекции, интоксикации, социальные факторы.

В течение первых трёх лет ребёнок проделывает огромную работу по усвоению родного языка, которая станет основой его психического развития в дальнейшем. В это решающее время главным условием формирования речи ребёнка является только среда говорящих людей. Эти фактором объясняется отсутствие связной речи у «детей — маугли», выросших среди животных, вне общения с людьми.

Далее от 3 до 6 лет у ребёнка происходит только совершенствование грамматической и связной сторон речи и расширение словарного запаса в связи с дальнейшим общим развитием. Именно в это время закладывается фундамент, на котором в дальнейшем будет строиться здание взрослой речи.

Это должны помнить родители и все взрослые, окружающие детей такого возраста. Они должны приложить все усилия к тому, чтобы дети слышали правильную, четкую и последовательную речь, должны сопровождать речью все совместные действия с детьми, много и сознательно разговаривать с ними, своевременно обращать внимание на особенности развития и нарушения речи у детей.

^ КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА НАВЫКУ ПЕРЕСКАЗА.

Речь является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний. Не умение ребенка излагать свои мысли и чувства впоследствии отразятся на его общении со сверстниками. Кроме того, проблемы с речью впоследствии сказываются и на письме. Огромное влияние на речевое и умственное развитие ребенка оказывают занятия по пересказу. Пересказ является средством речевого развития дошкольников. Рано или поздно перед ответственными родителями встают вопросы: • как научить ребенка пересказывать текст? • как расширить его словарный запас? • как научить его связной речи? • как сделать процесс обучения увлекательным и интересным? Приступать к занятиям по обучению ребенка навыку пересказа лучше в дошкольном возрасте, лет с 3-4х. Учить ребенка навыку пересказа лучше всего, используя знакомые ему сказки и короткие рассказы. Процесс обучения будет состоять из нескольких этапов. На первом этапе обучения желательно использовать технику отраженного пересказа: после прочтения сказки, взрослый начинает фразу, а ребенок завершает ее. На втором этапе взрослый задает вопросы по сюжету сказки, а ребенок отвечает на них. И, наконец, третий этап - ребенок составляет свой рассказ по одной или нескольким сюжетным картинкам. В помощь родителям, которые хотят научить своего ребенка навыку пересказа была разработана специальная развивающая игра сказзл. Сказзл – инструмент для развития связной речи у детей. Сказзл – это круглый пазл, на котором последовательно располагаются ключевые моменты из одной сказки, в виде секторов с иллюстрациями. Использование сказзлов в качестве вспомогательного пособия имеет ряд преимуществ перед простыми картинками из книг.

Во-первых, у ребенка складывается целостность восприятия сказки. Все ключевые моменты сказки здесь собраны на одном листе, и для их просмотра ребенку не нужно перелистывать странички. Содержание сказки лучше запоминается и воспринимается как завершенная картина, а не набор отрывочных событий. Во вторых, переходя от сектора к сектору, ребенок будет правильно пересказывать сказку, соблюдая логику и последовательность событий, изложенных в сказке. Дети часто путают факты и последовательность действий, и без соответствующих подсказок им будет трудно справиться с поставленной задачей. В третьих, ребенок не просто получает готовые иллюстрации, сначала ему нужно их собрать. Собирая пазлы, ребенок не только развивает внимание, логику, усидчивость, но и получает чувство удовлетворения от проделанной работы. В четвертых, игры с пазлами развивают мелкую моторику, а она в свою очередь напрямую связана с развитием речи. И наконец, сказзлы подходят как для индивидуальных, так и для групповых занятий с детьми. Каждый ребенок может собрать свой сектор-иллюстрацию, а затем соединить их в одну картину. После, каждый расскажет свою часть сказки.

СКАЗЗЛЫ - пазлы развивающие речь - КАК РАЗВИТЬ РЕЧЬ У РЕБЕНКА.

- КАК НАУЧИТЬ ЕГО СВЯЗАННО ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

- КАК ОБОГАТИТЬ ЕГО СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС.

- КАК ПРЕВРАТИТЬ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ В УВЛЕКАТЕЛЬНУЮ ИГРУ.

Сказзл – это новая развивающая игра, направленная на развитие у ребенка связанной речи и навыка пересказа. Игра выполнена в виде круглого пазла, на котором последовательно располагаются несколько ключевых сцен из одной сказки, таким образом, чтобы передать содержание все сказки.

Прочтите, расскажите или просто прослушайте вместе с ребенком аудио сказку. Соберите вместе пазл.

Приступаем к процессу обучения.

1 ЭТАП: Взрослый начинает фразу из сказки, а ребенок завершает, например: Взрослый: "Жили-были. " Ребенок: ". дед и баба.

2 ЭТАП. Задаем вопросы по содержанию сказки. К каждой иллюстрации можно сформулировать от 1-го до 5-ти вопросов по содержанию части сказки, которой соответствует иллюстрация.

3 ЭТАП. Когда вы увидите, что первые два этапа даются малышу легко, переходите непосредственно к пересказу всей сказки целиком. Пусть малыш в своем рассказе опирается на иллюстрации.

• Связанную речь • Навык последовательного пересказа • Память и внимание • Обогащает словарный запас Рекомендуемый возраст: от 4-5 лет Форма сказзла: круг Размер пазла: диаметр 45 см Количество элементов 67 шт. Материал: плотный картон.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *