Программы дошкольного воспитания

Программы дошкольного воспитания.

На сегодняшний день существует большое количество программ дошкольного воспитания, которые разработаны различными педагогами и специалистами в области детской психологии. Между некоторыми из них прослеживаются кардинальные отличия. Например, известный педагог А.С. Макаренко делал акцент на воспитании коллективистов, в то время как основой вальфдорской педагогики (Рудольф Штайнер) является принцип раскрытия детской индивидуальности.

Некоторые программы дошкольного воспитания созданы в соответствии с принципом «в здоровом теле - здоровый дух» и тяготеют к физическому воспитанию ребенка. Другие делают упор на нравственном воспитании, отводя физическому воспитанию второстепенную роль. На самом деле гармоничное воспитание ребенка подразумевает не только заботу о нравственном здоровье и его развитии. В процессе воспитания и обучения дошкольника важно привить ему привычки и навыки здорового и активного образа жизни. Поэтому физическое воспитание детей должно играть важную роль во всех дошкольных учреждениях. Оно является той основой, благодаря которой происходит умственное и эстетическое развитие детей, а также благодатной почвой для их нравственного воспитания - формирования определенных черт характера и положительных нравственных качеств.

Образовательные программы, которые сегодня используются в дошкольных учреждениях, отличаются своими задачами и методиками их реализации. Все программы можно разделить на две группы.

1. Комплексные программы – охватывают все направления развития дошкольника (физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое и т.д.

2. Порциальные программы – включают только отдельные направления развития детей в дошкольном возрасте.

Среди наиболее популярных комплексных программ дошкольного воспитания можно выделить следующие программы.

• Программа «Радуга» . Это целостная система образования, воспитания и развития детей в возрасте от 2 до 7 лет. Основой программы является представление о психологическом росте ребенка в течение каждого года его жизни. Программа хорошо готовит детей к школе. Каждого ребенка знакомят с буквами, обучают связной речи, чтению и математике. Формируют логическое мышление, устойчивость к неудачам и уверенность в себе.

• Программа «Развитие» . Главная цель программы – развитие интеллектуальных и художественных способностей ребенка через овладение различными сенсорными эталонами. В программе охвачены все направления работы с ребенком возраста от 3 до 7 лет: развитие связной речи, знакомство с природой и пространством, изучение грамоты и математики, освоение логики и литературы. Основной акцент делается на экспериментировании, решении творческих и познавательных задач.

• Программа «Детство» . Программа ориентирована на целостное развитие личности дошкольника. физическое, интеллектуальное, эмоционально-нравственное, волевое и социально-личностное. Программа включает в себя различные сферы бытия и культуры – фольклор, народное творчество, прикладные игры, декоративно-прикладное искусство, музыку и танцы. Основной акцент программы – систематизация и углубление личного опыта дошкольника.

• Программа «Школа 2100» . Целью программы является обеспечение непрерывности и преемственности образования ребенка на дошкольном, начальном школьном и среднем школьном этапах развития.

• Детский сад – это наш дом радости . Программа решает задачу научить детей проводить максимально активно каждый день своей жизни, получая удовольствие от своей деятельности. Методика делает акцент на развитии неповторимой детской индивидуальности.

• Программа воспитания в детских садах . Физическое, интеллектуальное, эстетическое и нравственное воспитание детей основывается на возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностях каждого ребенка. Воспитание осуществляется по возрастным группам в различных играх, занятиях, посильном труде и знакомстве с окружающим миром и происходящими в нем событиями. В программе предусматривается постепенное усвоение дошкольниками конкретных знаний, навыков и умений, а также развитие речи, мышления, воображения и внимания.

• Методика Монтессори . Основной задачей данной программы является помощь ребенку в раскрытии его потенциала во всех сферах жизни и воспитании самоуважения. Известный итальянский педагог и врач М. Монтессори подготовила сборник материалов и методологию их использования, облегчающих усвоение дошкольниками теоретических знаний (форма, цвет, количество, цифры, буквы) и практических навыков.

• Программа «Одаренный ребенок» . Эта программа представляет собой вариант программы "Развитие", который ориентирован на одаренных детей. Программа обеспечивает совершенствование интеллектуальных способностей ребенка – наглядно-образного мышления и воображения. Для этого в качестве средств обучения активно используются различные наглядные материалы (рисунки, аппликации, сюжетно-ролевые игры, конструкции и т.п.). В результате дошкольники начинают использовать модели ”в уме” - они превращаются в средства их собственного мышления при построении замыслов, планировании действий и решении умственных задач.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *