Что говорит психология о взаимоотношениях детей и родителей

Что говорит психология о взаимоотношениях детей и родителей.

В психологии есть такой краеугольный камень, такой символ веры, если хотите. Его можно выразить одной рас­хожей фразой: Все мы родом из детства . Итак. Родители и дети, психология взаимоотношений детей и роди­телей.

Что это означает это выражение: Все мы родом из детства Оно означает, что психология всех направлений и школ считает: детство - самое важное время, когда формируется личность. Со всеми её задатками, и (к сожале­нию) со всеми её неврозами и проблемами взрослого человека.

Родители - это те взрослые люди, которыми исчерпывается для маленького человечка вся Вселенная, модель все­ленной. В ранние годы ребёнок изолирован от большей части опыта, однако большую часть опыта бытия он осваивает на этой самой модели.

И вот такая вынужденная изоляция длится у ребёнка годами. А Вы, наверное, догадываетесь, что в раннем дет­стве один год - это целая жизнь. Вот и представьте, что лет до пяти-семи ребёнок живёт в особой вселенной, где боги и самые умные и справедливые существа- это его родители. И больше вокруг маленького человечка ничего нет.

Поэтому если ребёнок вырастает с убеждением Этот мир - несправедлив , то нужно обратиться к его раннему детскому опыту6 возможно родители были несправедливы с этим человеком, когда он был ребёнком. Ситуация - распространённая, поэтому так распространена мысль уставших взрослых о том, что Весь мир - болото.

Неудивительно, что вся остальная жизнь зачастую является просто точным гипсовым слепком с той формочки , которую задало детство.

Поскольку родители (и больше никто) отвечают за то, что мы часто оказываемся несчастны, упёрты и просто не очень умны в дальнейшей своей жизни, в обществе возникло целое движение за ограничение родительской власти над детьми. Стали раздаваться голоса о том, что такой серьёзной вещью как воспитание, должны зани­маться профессионалы, а не взбалмошные, недалёкие и эгоистичные обыватели, которым посчастливилось уви­деть две полоски на тесте в один (отнюдь для них не прекрасный!) день.

Однако, эксперимент почти что провалился. Оказалось, что родные родители (какими бы далёкими от совершен­ства они ни были!) оказываются для маленького человека почему-то всё равно - самыми полезными и желанны­ми спутниками его жизни. Даже если они - пьющие и истеричные, даже если они необразованные или не умею­щие любить кого-то кроме себя. Да-да-да.

Такова высшая мудрость природы и её Создателя, и нам не дано лезть с отвёрткой в этот таинственный меха­низм.

И вот тогда за дело взялась психология. Психология взаимоотношений детей и родителей.

(Кстати, это именно психология взаимоотношений детей и родителей доказала обществу, что (почти!) любые ро­дители для ребёнка до какого-то определённого возраста - лучше, чем профессионалы от образования.

Итак, выяснилось, что взаимоотношения детей и родителей - не отменить декретом правительства. Но их можно и нужно - амортизировать, делать более комфортными для обеих сторон, повышая общую грамотность населе­ния в области психологии и её фундаментальных законов.

Ведь для психологии взаимоотношений детей и родителей не секрет, что плохие родители - это тоже бывшие. дети, которые пострадали в своё время от такого же дурного воспитания . Ну а теперь они передают свою боль (и свои не выученные уроки, пополам с нерешёнными проблемами) новому поколению, свои потом­кам.

Наша задача - не мстительно и злорадно отбирать у них детей на попечение государства, а помочь самим этим родителям стать счастливыми, гармоничными и здоровыми в психологическом смысле. Тогда, выздоровев и по­няв кое-что о себе и о своих собственных предках, они смогут стать хорошими родителями своим детям.

Итак, боль бережно передаётся из поколения в поколение - причём одна и та же. Сначала она формирует ро­дительский сценарий в отношениях между только двумя поколениями.

То есть от родителей к детям передаётся родительский сценарий.

А когда мы прослеживаем подобную картину на жизни уже трёх-пяти поколений, то такая передаваемая боль называется уже не родительский сценарий а проклятие рода . Этим термином, друзья, широко пользуется са­мая настоящая психология (да-да!), а не какие-нибудь гадалки в чалме . Конечно, психология пользуется этим термином в несколько метафорическом смысле, но сути дела это нисколько не меняет.

Для того, чтобы вылечить проблемы во взаимоотношений детей и родителей, которые передаются Вам уже че­рез пятое поколение, существуют следующие психологические методы.

Методы психологии взаимоотношений детей и родителей.

геносоциограмма по методу французского психотерапевта Анн Анселин Штуценбергер.

системные семейные расстановки по методу Берта Хеллингера.

психодрама по методу Морено.

О психодраме подробнее Вы можете прочитать в статьях, опубликованных на нашем сайте: Случай исцеления психопатки и истерички . В статье рассказывается о том, как возникла психодрама и как она вообще работает.

Статья Наш общий сон (юнгианские штудии) , в которой рассказывается о том, что такое Групповое бессозна­тельное, чем оно отличается от Коллективного бессознательное и почему без него невозможен сеанс психодра­мы. В статье содержится описание упражнения, которое помогает настроить групповое бессознательное для ра­боты в психологической группе.

Статья Тренинговая игра Кто здесь. поможет с помощью игры улучшить взаимоотношения детей и роди­телей.

Статья Игра в мафию для детей будет незаменима для тех родителей, которые хотят попробовать свои силы в домашней психодраме и одновременно занять чем-то большую группу детей с пользой как для их психологи­ческого здоровья, так и для их ума.

Но оставим в стороне психодраму.

Психология взаимоотношений детей и родителей не исчерпывается одной психодрамой.

Открыв статью Маленькие дети проявляют агрессию. Вы узнаете, что думает психология о малышах. Которые замахиваются кулачками на свою мать и почему этого ни в коем случае не надо бояться.

В статье Дети-Родители. Азбука эмоциональных взаимоотношений Вы прочитаете о великом бессловном язы­ке эмоций и научитесь понимать глубоко спрятанные чувства (свои и ребёнка) с полувзгляда.

Прочитав статью 4 базовых умения человека или Чему стоит учить ребёнка? Вы узнаете, что думает наука (включая сюда и академическую психологию) о базовых жизненных навыках, которым любой родитель в приро­де обязан выучить своего малыша. И ещё Вы узнаете, что этим навыкам, которые помогают нам выжить, практи­чески совсем не обучают людей в школах.

О серьёзных ошибках в воспитании, ошибках, которые потом формируют характер невротика, написан целый цикл статей на нашем сайте.

Ошибки во взаимоотношениях детей и родителей.

Статья Дракон высокомерия расскажет об опасности сравнения и оценки своего ребенка с другими детьми в ходе раннего воспитания.

Статья Дракон самоуничтожения расскажет об опасности предъявления к своему чаду неких завышенных тре­бований (перфекционизма по принципу А мы будем - лучшие.

Статья Дракон упрямства расскажет об опасности игнорирования мнения ребёнка во время принятия каких-то решений (даже таких решений как: какую майку надеть - жёлтую или красную.

Ещё о решении проблем во взаимоотношениях детей и родителей.

Прочитав статью Люди-трамваи Вы узнаете о том, что современная психология думает о такой проблеме, как истеричный ребёнок и как с этим бороться.

В общем, психология взаимоотношений детей и родителей - такое обширное поле, что даже на нашем скромном сайте этому уделена львиная доля пространства. Поэтому, добро пожаловать на раздел Дети . Там Вас ждут ВСЕ статьи по психологии, по взаимоотношениям детей и родителей, психологические и развивающие игры-упраж­нения, разборы воспитательных методик, как вошедшие. Так и не вошедшие в этот краткий обзор.

Елена Назаренко.

© - психологический портал центра "1000 идей.

Авторская разработка центра - методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *