Четыре основные ошибки в воспитании детей

Просмотров: 424, комментариев: 0.

Четыре основные ошибки в воспитании детей.

Что в нашей жизни может быть ответственнее воспитания детей? Пожалуй, ничего. А ошибки, допущенные родителями, обычно обходятся очень и очень дорого Они могут привести к нервозности и тревожности ребёнка, затормозить его психическое развитие, навязать определённые страхи и фобии.

Психологи говорят о том, что это основная ошибка в воспитании детей. Нередко папы и мамы просто запрещают ребёнку что-либо, до конца не разобравшись в ситуации. Например, дети иногда едят некоторые несъедобные вещи, такие как снег, мел, землю или известь. Какая наша стандартная реакция на такое поведение? Волнение, крики и однозначный запрет. А на самом деле обычно таким детям не хватает чего-то в организме, к примеру, в случае с извёсткой - это может быть дефицит солей кальция.

Поэтому запрет ничего не даст - ведь таким образом мы не решим проблему, не устраним её причины. Более того, ребёнок будет продолжать делать то же самое, просто уже украдкой, проявляя тем самым неуважение к требованиям родителей. Вообще в таких случаях надо в первую очередь обращаться к врачу, а потом уже решать, что делать.

Что же касается нарушения правил дисциплины, понимания ребёнком таких категорий, как хорошо и плохо , здесь главное объяснять, а не просто устанавливать ограничения. Почему нельзя выбрасывать мусор на тротуар? Почему важно переходить дорогу только на зелёный свет? Почему надо проявлять старательность в учёбе.

Пусть ребёнок поймёт это, пусть эти правила станут его внутренними убеждениями, а не навязанной, чуждой ему моделью поведения. И фраза потому что я так сказал(а) - это не объяснение и не аргумент в споре с детьми. Поэтому необходимо, чтобы ребёнок не просто знал, но и понимал, что можно, а что нельзя.

Чрезмерная опёка может отрицательно повлиять на становление ребёнка как личности. Дети растут и хотят делать многие вещи самостоятельно, обычно это что-то совсем простое, например, есть или одеваться. Но часто родители боятся доверить ребёнку даже такие мелочи, так как не хотят потом возиться с уборкой и стиркой одежды.

Чем это чревато? Всего лишь такими незначительными отклонениями, как нервозность, пассивность, зависимость от родителей, инфантилизм. Ребёнку, которого практически задавили заботой, будет достаточно сложно социализироваться и обрести друзей, будучи излишне привязанным к маме или бабушке. Ему будет сложно отстаивать собственное мнение, добиваться чего-то, в общем, психологические проблемы будут достаточно серьёзными, а избавиться от них - достаточно сложно.

Эта модель поведения в чём-то похожа на гиперопёку и, очевидно, обладает негативным воздействием на ребёнка. Такие дети лишаются мотивации добиваться чего-то в уже взрослой жизни, так как им всё давали и ни в чём не отказывали. Более того, такой подросший уже человек испытывает психологический кризис, когда видит, что жизненные возможности не всегда совпадают с его желаниями, к чему он так привык с детства. А преодолеть эти препятствия он самостоятельно не может, так как за него всегда это делали родители.

Родителям свойственно идеализировать своих детей и, соответственно, ждать от них слишком многого. Мы требуем и требуем, навязываем им свои представления о жизни, фактически делаем зависимыми от нашей родительской воли. Естественно, ребёнок начинает сопротивляться, протестует, пытается отстоять собственное видение мира. Обычно это начинается в школьный период - родители требуют хороших оценок по всем (!) предметам.

Между тем мы часто забываем о том, что каждый человек уникален, и глупо требовать от ребёнка с математическим складом ума пятёрок по литературе и русскому языку. Надо конечно стимулировать детей к хорошей учёбе, но не третировать тем, что им плохо даётся. Поэтому все наши родительские ожидания следует соизмерять со способностями ребёнка, его интересами и стремлениями.

В. ЛАПИНА, педагог.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *